- Индийская философия
- (Indian philosophy), до- и неисламские школы мысли, к-рые принято обозначать санскритскими терминами даршана (видение) и анвикшики (исследование), Инд. мыслители обычно принадлежали к той или иной традиции или школе, имевшей специфический религ. характер, а для И.ф. в целом характерна тесная внутр. связь между аргументированным анализом разного рода представлений относительно знания, языка, логики, природного мира и т.д. и обоснованием разл. интерпретаций свящ. предания о духовном освобождении. Нек-рые части Вед, подробно описывающие соотношение между деят-тью человека и мировым порядком, были использованы позднейшими мыслителями как основа для разработки вопросов этики и языка. В Упанишадах приведены первые метафиз. построения о природе субъективного начала (атман), о боге и сверхъестественных силах, а также о природе мироздания. Классич. И.ф. в общих чертах делится на Шесть школ мысли (шаддаршана) — пурва-миманса; уттара-миманса, или веданта; йога; санкхья; ньяя и вайшешика, — возникшие прибл. между 4 в. до н.э. и 4 в. н.э. В течение след, тысячелетия пурвамиманса разделилась на две дочерние школы, а веданта — на три, в то же время произошло слияние йоги и санкхьи, а также ньяи и вайшешики. Двумя др. школами были локаята и т.н. школа грамматиков (часто объявлявшая о номинальной принадлежности к одной из традиц. школ). Буд. школами, возникшими как соперничавшие интерпретации учения Будды, были хинаяна (саутантрика и вайбхашика), махаяна (мадхьямика, или шуньявада (нагарджуна), и йогачара, или виджнянавада). Самостоятельная в религ. отношении школа джайнистов фактически использовала ту же самую философию. Нек-рые из Шести школ мысли первоначально связывались с одним опред. воззрением. Так, пурвамиманса отстаивала реальный и независимо существующий мир без бога-творца, проявляющий себя в мировых законах, с к-рыми люди должны согласовывать свое поведение, следуя правилам языка, установленным Ведами. Адвайта-веданта утверждала, что мир нельзя рассматривать ни как независимый, ни как зависимый от субъективного подхода к его существованию; такой мир окажется превзойденным, когда люди поймут, что их сознание тождественно сознанию творца (брахман). Школа санкхья-йога пыталась определить составные элементы природного и духовного миров, в то время как ньяя-вайшешика, признававшая сотворенный богом и не зависимый ни от каких умственных или субъективных построений мир, превратилась в школу логики, разрабатывающую изощренные ср-ва анализа познания, гносеологические формулы, отношения и т.д., к-рыми пользовались и др. школы, включая адвайту. Буддисты также создали собственный логический инструментарий и разработали систему радикальных взглядов, идущих вразрез с общепринятым представлением о реальности: идеалистическая йогачара утверждала, что мир — это умственное построение, а мадхьямика развивала диалектическую аргументацию (диалектика) против взгляда, согласно к-рому возможно адекватное восприятие реальности (адвайта использовала эти аргументы для собственных целей). Между школой грамматиков и пурва-мимансой шли дискуссии о природе языка и его отношении к миру. Джайнисты пытались создать систему категорий, описывающих истинность и ложность филос. утверждений, к-рая должна была продемонстрировать превосходство их собственного пути к спасению. Др. рассуждения касались роли свящ. предания в орг-ции об-ва, поступков и их последствий, нравственного закона и способов достижения особого духовного состояния. Природа субъекта, или души, также широко обсуждалась. Т.о., И.ф. занималась исследованием того же, что и зап. философия; вместе с тем внимание И.ф. традиционно было сосредоточено скорее на филос. обосновании духовных притязаний отд. школ, чем на чисто теоретич. исследовании, характерном для совр. зап. философии.
Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. — М.: Инфра-М. Под ред. Р. Хоггарта. 2002.